Герб
Карпинские

К 15-летию выхода в свет книги
«История Рода Карпинских».

История 
					Рода Карпинских

Приложение № 3


Версия того, каким образом Карпинские могли оказаться в Сибири.



Если принять существующее в нашей семье предание "о двух братьях" за истину, то на основании сохранившихся старинных документов можно выстроить довольно логичную и убедительную версию о том, каким образом Карпинские попали в г. Тобольск - тогдашнюю столицу Сибири.

Обоснование: 1. В изданных сборниках документов, в "Архиве Юго-Западной России" в части 4-ой 1-го тома, на стр. 381 в документе от 12 октября 1617 г. упоминается Карпинский, как "Буркграбист Острожским", а на стр. 437 этой же книги, в документе от 21 июля 1622 г. опять упомянут Карпинский, но уже как "...урядник его милости пана Марка Гулевича". Буркграбист - это переиначенное слово "burgrabia", которое переводится, как бургграф или каштелян. В Польше в начале XVII в. каштелян обладал военной и судейской властью в городе или провинции. Поэтому Карпинский, упомянутый в 1617 г, не мог быть в 1622 г. урядником у вельможного пана и вероятнее всего этот Карпинский был сыном или племянником первого. На этом основании можно утверждать, что в то время в г. Остроге проживала семья Карпинских и "два брата" могли быть из этой семьи.

2. В книге В. Б. Антоновича и В. А. Беца, составленной по материалам В. В. Тарновского, "Исторические деятели Юго-Западной России в биографиях и портретах" /Киев, 1833 г./ говорится, что из-за притеснений поляками "...казаки образовавшегося было Острожского полка поголовно переселились на берега р. Тихой Сосны /приток Дона/ и основали город Острогожск...", который был впоследствии причислен к Слободско-Украинской губернии. В то время из Правобережной Украины, принадлежавшей Польше, переселилось сюда около 1000 семей, исповедовавших православие, ранее проживавших в "Луцком повете", к которому принадлежал и г. Острог.

3. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона /кн. 43, стр. 357/ говорится, что г. Острогожск был основан в 1652 г, /т.е. во времена правления Алексея Михайловича/ и там был образован первый слободско-украинский казачий полк в пределах Московского царства. С 1664 г. полк стал называться Особым Черкасским Острогожским полком, т.к. всё время пополнялся за счёт "черкасов". Так в старину назывались выходцы из Малороссии. В 1670 г. полк под руководством Ивана Дзинковского поддержал восстание Степана Разина, а после подавления восстания в 1671 г. часть казаков была осуждена и отправлена на каторгу или в ссылку в Сибирь - административным центром которой, в то время был город Тобольск. Весьма вероятно, что наш предок именно таким образом оказался в Тобольске, т.е. был либо сослан, либо отправился в Сибирь со своей "потвой", если он в то время был священником. Наиболее вероятно последнее, т. к. отец Михаила Фёдоровича, несомненно, был из духовного звания. Это следует из того, что Михаил Фёдорович заканчивал духовную семинарию, а в ней учились, как правило, дети церковнослужителей /см. ведомость стр. 16/. В 1809 г. преподавал в семинарии риторику некто Пётр Карпинский ключарь Софийского собора, вероятно младший брат Фёдора, что косвенно подтверждает предположение о предках Карпинских, как о священнослужителях.

4. Михаил Фёдорович имел относительно высокую должность в церковной иерархии - протоиерей и настоятель Кафедрального собора в столице Сибири, где находилось светское и духовное руководство этой огромной территории. Одновременно он преподавал философию в духовной семинарии. Если считать, что первый Карпинский появился в Сибири в 1671 г., то он мог быть дедом или прадедом Михаила Фёдоровича. В этом случае вряд ли потомок ссыльного бунтаря мог занять высокий церковный пост и быть ещё наставником молодежи в учебном заведении, выпускающем церковнослужителей. Это опять подтверждает духовный сан предков.

В XVII - XVIII веках происходило массовое переселение православных с территорий, принадлежавших Польше и Литве в Московское царство, но лица, имеющие шляхетское звание, не приравнивались к российскому дворянству, в то время как духовное звание почиталось и в обществе, и в официальных кругах. Этим вероятно объясняется то, почему у Карпинских в документах в происхождение указывалось, что они "из духовного звания", а о шляхетских предках нигде не упоминалось, кроме, как и в семейном предании.



Дополнение к Приложению № 3

Экскурс в историю города Острога, где в начале XVII века жили Карпинские.


Город Острог основан в IX веке. Он расположен на Волынской возвышенности при впадении реки Вилии в реку Горынь. Принадлежал он Киевскому княжеству и при крещении Киевской Руси в 988 г. жители его были крещены по правилам Восточного христианства. Тогда оно называлось Византийское христианство, впоследствии - православное, в отличие от Западного Римского христианства, которое стало называться католическим. Оба эти направления в христианстве мирно сосуществовали до XI века до начала Крестовых походов, организованных западными странами. Официально их целью превращение арабских народов, исповедующих в христиан, и завоевание гроба господня. Фактически Крестовые походы нужны были для завоевания новых земель и обогащения участников походов. Грабежи и насилие, сопровождавшиеся при движении католических войск по православным землям, попрание православных святынь, разграбление церквей, вызвали антагонизм между православными и католиками. Продолжались эти походы около двух веков и очень ожесточили обе стороны. Друг друга они стали называть еретиками и схизматиками, подчёркивая свое презрение к чужой им конфессии.

Когда Русь принимала христианство, страна была целиком языческая, и преобладал первобытнообщинный строй, который задерживал развитие государства. К этому времени князем Владимиром Святославовичем /правление 980-1015 гг./ было создано самое большое государство в Европе. Оно простиралось от Белого моря практически до Чёрного. Русь тогда постоянно воевала с соседями и особенно часто с Византией. Для укрепления своей власти Владимир решил замириться с сильной Византией путём принятия Восточного христианства и женитьбы на Анне - сестре византийских императоров Василия и Константина. Тем более что христианство удобно объясняло появившееся материальное неравенство людей, послушным обещало вечное блаженство на небесах, а непослушным - ужасные страдания в аду.

Главой Восточного христианства был патриарх, подчинявшийся императору Византии, главой Западного христианства - папа римский, который был более самостоятелен и, обладая большей властью, влиял на политику европейских государств через католическую церковь. Для князя Владимира более выгодным являлось Восточное христианство и, хотя епископов во всех православных назначал патриарх византийский, церковь фактически подчинялась главе государства. В России она окончательно отделилась от Константинопольского патриархата лишь в 1448 г., а с 1589 г. глава церкви стал носить титул Патриарха Московского и Всея Руси.

Переход в христианство на Руси проходил долго и трудно. К примеру, новгородцев крестили 4 раза, а северные племена крестили ещё труднее. Переход в христианство длился около 100 лет.

Имея большое количество детей, Владимир почти каждого наделил княжеством и пока был жив, все удельные князья ему подчинялись, но стоило ему умереть, как сразу началась борьба за власть. Междоусобица удельных князей развалила Киевскую Русь и как одно государство она перестала существовать. Г. Острог остался в составе Киевского княжества.

Постепенно, в XIII веке стараниями литовских князей Витена и затем Гедеминеса было создано Литовско-русское государство. В него входят литовские и жмудские племена и ряд русских княжеств. Объединение было необходимо для отражения постоянных попыток Тевтонского ордена продвинуться на Восток. Титул Гедеминеса был: "Великий князь Литовский, Жмудский и Русский". Этому государству принадлежали земли современной Литвы и Латвии, княжества: Брянское, Северское, Черниговское, Киевское, в которое входили "поветы" Владимирский и Луцкий, находящиеся в восточной части Волыни, Витебское, Подольская земля, смоленские земли с городами Смоленск и Гродно.

Под влиянием русской православной церкви в XIV в. литовские князья приняли православие, /до этого они были язычниками/. Князь Ольгерде /1341-1377 гг./ был женат сначала на витебской княжне Марье Ярославне, а затем на Ульяне - дочери князя Александра Тверского. В это время значительно усилилось влияние русских в Литовско-русском государстве.

Две его территории занимала русская народность, а государственная система была заимствована у Московского царства. Официальным языком был русский, на нем велось судопроизводство и оформлялись государственные документы. После смерти Ольгерда государством стал править князь Ягайло, который ради подчинения себе Польши осуществил так называемую династическую унию - женился в 1386 г. на польской королевне Ядвиге и соответственно вынужден был принять католичество. Начиная с правления Ягайло, в основном благодаря стараниям ярой католички Ядвиги, начались различные притеснения православных. Особенно старались в этом отношении монахи ордена иезуитов. Этот орден был создан в 1534 г. Игнатием де Лойолой для защиты католической религии от сектантства и воспитания молодёжи в духе ортодоксального католицизма. Для выполнения этой задачи монахи ордена руководствовались принципом "Цель оправдывает средство", поэтому в их действиях процветал обман, ложь "во спасение", насилие вплоть до убийств. В 1569 г. после Люблинской унии объединенное государство из Польши и Литовско-русского государства стало называться Речь Посполитая. и насильно стал насаждаться католицизм. Попытки помирить католиков и православных и, по возможности, подчинить обе конфессии Папе римскому, производились неоднократно: в 1274 г. - Лионская уния, в 1439 г. - Флоренская уния, в 1596 г. - Брестская уния. Эта уния позволяла православным священникам проводить богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов, оставлялось право для белого духовенства вступать в брак. Но! Все священнослужители должны были признать главенство Папы римского над своей церковью и ввести у себя некоторые постулаты католичества - наличие чистилища в загробном мире, похождение Святого Духа и от Сына, право изображать святых в виде скульптур, что было запрещено православной церковью, пользоваться григорианским календарём и т.п.

Часть православных, находящихся на территории Речи Посполитой, вынуждена была принять Унию, т.к. сейм и католическое духовенство поддерживало "униатов", а у православных отбирало церкви, монастыри, земли и отдавало всё это униатам.

Главным защитникам православных в Речи Посполитой были влиятельные русские князья. Среди них был особенно известен князь Константин Острожский /1525-1608 гг./ киевский воевода, богатейший человек, во владения которого входило около трёхсот городов и несколько тысяч сёл. Для своего времени он был весьма образованным человеком, знал 5 языков и имел большое влияние на решения польского сейма. Он добился от него признания православия в Речи Посполитой и права иметь митрополита в Киеве, которому подчинялись 8 епископов, назначаемых патриархом Константинопольским. Среди них был и епископ Луцкий, которому подчинялись среди прочих и церкви г. Острога. В своей семейной вотчине - г. Остроге Константин основал училище для обучения православных различным наукам, в том числе священнослужителей. Открыл 2 новые типографии, в том числе одну в г. Остроге, в которых печатались: библия, православные церковные книги, молитвенники и другие богословские материалы.

К концу жизни князя Константина постигли большие несчастья. Два старших сына, попав под влияние иезуитов, перешли в католицизм, младший сын был отравлен, а любимая племянница сошла с ума. После его смерти защиту православных принимает на себя казачество во главе с гетманом Сагайдачным, в помощи которого нуждалась Речь Посполитая в борьбе с Московским государством.

Надо пояснить, что в конце XV в. для защиты южных границ Речи Посполитой на "Украине" — землях, находящихся у края государства, стояло специальное войско постоянно готовое к отражению набегов татар на мирные города и сёла. Это войско было составлено из хорошо вооруженных людей, специально обученных военному делу. Их назвали казаками и наделили определёнными льготами и правами, признанными сеймом. Это войско сначала находилось на содержании правительства и называлось реестровым казачеством. Во главе войска стоял гетман, затем войсковые старшины, полковники, сотники и урядники. Количество реестровых казаков с годами постепенно увеличивалось. От 10 тысяч до 40 тысяч и более. Казаки и их семья были приравнены к мелкопоместной шляхте, поэтому попасть в реестр стремились очень многие.

После смерти Сагайдачного в 1622 г. среди казаков началась борьба за власть и защищать православных в Речи Посполитой стало некому.

Вследствие этого в государстве опять усилились притеснения православных.

В г. Остроге православные церкви стали передаваться униатам, православное училище 1640 г. было ликвидировано, вместо него было построено мощное здание иезуитской коллегии. По всей стране опять усилились притеснения православных, что вызвало на Украине и в Малороссии восстание казаков и крестьян. Под руководством войскового старшины Богдана Хмельницкого собравшееся войско двинулось в поход на Львов. По дороге был взят г. Острог, его разграбили и сожгли. Дворец князей Острожских их иезуитский коллегиум разрушены, из православных горожан образовался Острожский казачий полк, который присоединился к войску Хмельницкого. Дойдя с боями почти до самого Львова Хмельницкий, наконец, добился от сейма ряда льгот. Он получил чин гетмана, а для войска увеличение реестрового казачества на 10 тысяч человек. На этом поход закончился, но Острожский полк в реестровое казачество не попал.

Поэтому в 1652 г. весь полк поголовно вместе с семьями покинул г. Острог и пройдя Украину и Малороссию, столица которой была на берегу реки Тихая Сосна /приток Дона/, там, где находился острог, оборонявший южную границу государства от набегов татар. С приходом туда большого количества беженцев образовался город, который был назван Острогожском.

Версия о переселении Карпинских из г. Острога на Восток, и то, что они были православными, подтверждается "Малороссийским гербовником", вернее сборником малороссийских шляхетских родословных /В. Л Модзалевский. Киев, 1910 г., т. 2/, в котором приведена родословная малороссийских Карпинских. Родоначальником их указан Лукьян, по преданию этой семьи - шляхтич, переселившийся в г. Конотоп /Малороссия/ из Польши в середине XVII века. В тоже время, что и наш предок /см. Приложение № 2/. Вероятно Лукьян был священнослужителем, т.к. его сын Иван окончил в Киеве православную Духовную Академию и служил священно-наместником в г. Нежине. Род этот записан во 2-ой книге Черниговского дворянства, т.е. получивших потомственное дворянство на военной службе. Вполне вероятно, что Лукьян это один из братьев, упомянутых в нашем предании.

Этим экскурсом в историю жизни юга России и г. Острога объясняется, каким образом и почему Карпинские оказались православными, хотя и жили в Польше. В наше время считается, что Польша чисто католическое государство. Мнение это ошибочно, из-за большого количества граждан, исповедующих униатство. Эта конфессия официально признана сеймом православной религией, имеющей одинаковые права с католической. С 1998 г. "православные" священники, наравне с католическими, проводят свои службы в польской армии.

Русская православная церковь не признаёт униатскую церковь как православную. Ещё в 1839 г. по решению священного собора в Полоцке на территории России она была упразднена, но снова возродилась после 1917 г., когда эта часть Украины находилась в составе Польши. Она всё время проповедовала борьбу за "Самостийную Украину". Во время ВОВ эта церковь поддерживала банды националистов и гитлеровскую Германию, а сейчас она называется Автокефальная, /т.е. самостоятельная/ украинская церковь. Похожая ситуация сложилась и с Русской зарубежной церковью. Она тоже возникла в 1917 г. и тоже не хочет терять свою самостоятельность и признавать власть московского патриархата и практически никому не подчиняется.

Распри между различными христианскими течениями начались давно, с XV-XVII веков и охватили многие страны, особенно исповедующие католицизм. Появилось масса "протестантских" сект, протестующих против консерватизма римского католицизма: кальвинисты /гугеноты/ во Франции, лютеране в Германии, евангелисты в Пруссии, Голландии, Швейцарии, адвентисты в северных штатах США, униаты в Польше, методисты в Канаде, баптисты в Англии, мормоны в западных штатах США, англиканская церковь в Великобритании и в её бывших колониях и доминионах и т.д., и т.п. Все они претендуют на абсолютную правоту и из-за ортодоксальности и амбиций руководителей концессий трения между ними продолжаются до сих пор.

Представленный "Экскурс" составлен по материалам, взятым из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, малой советской энциклопедии и ряда статей в периодической печати.

Март 1999 г. М. Карпинский