Приложение № 11
Некоторые дополнительные сведения о предках.
Из записей моего деда Николая Валериановича /№ 61/, сделанных им на оборотной стороне всех дореволюционных фотографий, удалось установить, что Михаил Михайлович 1-ый /№ 3/ был женат дважды. Но ещё при жизни Евдокии Михайловны – его первой жены и нашей прародительнице, у него был побочный сын – Виктор Михайлович Михайлов /р. 1825 г./, Фото № 129, матерью которого была двоюродная сестра Евдокии Михайловны. Судя по фотографии можно сказать, что Виктор Михайлович был очень похож на своего отца, что служил он в каком-то государственном учреждении чиновником. Это видно из того, что на лацкане его пиджака приколота орденская колодка, а орден незаконнорождённому можно было получить только на государственной службе.
Вторая жена Михаила Михайловича 1-го Анна Алексеевна, на которой он женился после смерти Евдокии Михайловны, приблизительно в 1834 г. была немного моложе своего мужа. У них был только один ребёнок, дочь Глафира /р. 1835 г./. После смерти Михаила Михайловича 1-го, последовавшей в 1848 г., Анна Алексеевна Карпинская вышла замуж вторично. По второму мужу её фамилия стала Экибляд /Фото № 128/.
Глафира Михайловна перед замужеством служила учительницей музыки в Елизаветинском училище в Санкт-Петербурге. В это время ей было уже за 30 лет, но т.к. замуж она выходила впервые и являлась дочерью умершего горного инженера, она в 1869 г. обратилась в Горный департамент с просьбой, о получении полагающегося в этом случае на свадьбу единовременного пособия в размере 560 рублей 40 копеек. Пособие ей было выдано /ЦГИА России, ф. 37, оп. 46, e.x. 1826/. Мужем её стал Александр Иванович Морозов /1835-1904 гг./ известный художник, представитель реалистической школы в изобразительном искусстве, академик Императорской Академии художеств. Его картины постоянно экспонировались на выставках в России и за границей. Более десяти картин его кисти приобрела Третьяковская галерея. Среди них наиболее известными являются “Отдых на сенокосе“ /1861 г./, “Выход из церкви в Пскове“ /1863 г./, “Бесплатная сельская школа“ /1872 г./, “Бурлак“ /1885 г./ и др. Русский музей приобрёл – “Летний день“ /1876 г./ и “Поле зелёной ржи“ /1880 г./.
Фото №128
Анна Алексеевна Экиблад |
Фото №129
Виктор Михайлович Михайлов, |
Интересно отметить, что на его картине “Панихида“ изображено много людей, которые были списаны с ближайших родственников Морозовых и Карпинских. Это объясняется тем, что его брат служил в качестве горного инженера на Омутнинских заводах на Урале, сестра его, Елена Ивановна, была замужем за Павлом Михайловичем Карпинским /№ 25/, который руководил всем Омутнинским горным округом. В 1885 г. Александр Иванович всё лето провёл вместе с женой в гостях у своих родственников на Урале и написал две картины: “На Омутнинских заводах“ и “Панихида“, которые были приобретены П. М. Третьяковым и выставлены в его галерее.
Отец Александра Ивановича был тоже художником, портретистом и, по мнению его современников, писал неплохие портреты. С большой долей вероятности можно сказать, что портреты Михаила Михайловича 1-го, его сыновей – Павла Михайловича и Михаила Михайловича 2-го и их жён были написаны Иваном Морозовым. По отзывам современных художников, качество портретов довольно высокое, и написаны хорошим мастером. Время их написания – конец 30-х начало 40-х годов XIX столетия, что не противоречит времени и возможности знакомства Михаила Михайловича 1-го и И. Морозова, тем более что в дальнейшем, их дети породнились. Дружба Карпинских и Морозовых подтверждается ещё и тем, что Михаил Михайлович 1-ый и А. И. Морозов похоронены рядом на Волковом кладбище /“Петербургский Некрополь“, т. 4, стр. 336, изд. 1913 г./.
Источники:
1. Семейный архив Карпинских /фотоальбом, папки IV и XI/
2. Л. Тарасов, “Александр Иванович Морозов“, 1949 г. изд. Искусство.
3. Брокгауз и Эфрон, Энциклопедический словарь, кн. 38, стр. 873
4. Большая советская энциклопедия, Москва, 1974 г., том 16, стр. 579