Герб
Карпинские

К 15-летию выхода в свет книги
«История Рода Карпинских».

История 
					Рода Карпинских

3. Родоначальник династии горных инженеров Карпинских.

Первым документально подтвержденным предком в нашем роду является Михаил Федорович /1746-1789 гг./. Всю свою короткую жизнь он безвыездно прожил в г. Тобольске, в то время фактической столице Сибири. Это был крупный административно-политический, торгово-промышленный и культурный центр Зауральской России. Через него проходил главный Сибирский тракт, который связывал экономически Сибирь и Европейскую часть России. Здесь находилась резиденция наместника Сибири, а позже губернатора, который осуществлял государственное управление всей огромной территорией от Урала до берегов Тихого океана. Здесь же располагалась и духовная власть - епископ Тобольский и Сибирский, духовная консистория, мужской Знаменский монастырь, духовная семинария и более 20-ти церквей. Кафедральным /главным/ собором являлся "собор во имя св. Софии". Михаил Федорович был по происхождению "из духовного звания", в детстве был отдан на обучение в семинарию, которую с успехом закончил и был оставлен в ней в качестве учителя риторики. В 1769 г., по его прошению к епископу /см. Фото № 1/ . он назначается иподьяконом при Софийском соборе и ему разрешают жениться.

foto001.
Фото № 1

«Перевод»: Великому Господину Преосвященному Епископу Варлааму Тобольскому и Сибирскому

Всепокорнейшее прошение.

Имею я всенижайший намеренье вступить в бракосочетание, и быть при Софийском Соборе ипподдьяконом: Того ради, Ваше Преосвещенство прошу всенижайше, да бы соблаговолено мне было вступить в брак Законной, и постить мене ипподдьяконом, и в том учинить милостивое благ благоразсмотрение.

О сём просит домовой Вашего Преосвященства
Семинарии всенижайший раб учитель риторики

Михайло Карпинский.

1769 г.

Примечание:
обязательное в прошениях слово "раб" было отменено указом Екатерины 2-ой только в 1776 г., поэтому в других прошениях Михаил Федорович уже подписывается, как "всенижайший слуга".


    Справка по православной церковной иерархии:
  • 1. Клирик /белослужка/ - церковнослужитель низшего ранга.
  • 2. Иподдьякон - церковнослужитель при архиерее во время его священнодействии, еще не имеющий священной степени.
  • 3. Дьякон - служитель нишей ступени священства, помощник священника при богослужении.
  • 4. Протодьякон - первый или главный дьякон в епархии.
  • 5. Священник, иерей, пресвитор - вторая степень священства.
  • 6. Ключарь - должностное лицо при кафедральных соборах ответственный за сохранность всех церковных ценностей, иерей, занимает первое место после настоятеля.
  • 7. Протоиерей /протопоп/ - первый в ряду священников при церкви, обычно настоятель церкви.
  • 8. Архииерей, епископ, архиепископ - третья, высшая степень священства.
  • 9. Митрополит - руководитель церквей, соборов, монастырей и других учреждений православной церкви в епархии.
  • 10. Патриарх - главенствующий епископ, глава православной церкви.

В 1770 г. Михаил Федорович женится на девице Авдотье Ивановне /фамилия неизвестна/, рожденной в 1752 г., по исполнению ей 18-ти лет. В 1773 г. он, опять на основании прошения, назначается иереем Софийского собора. В 1783 г. он уже ключарь и учитель философии, а в следующем году он становится протоиереем и настоятелем этого собора. В 1789 г., в возрасте 43-х лет, Михаил Федорович умирает, хоронят его в Тобольске /г. Тобольск, ФГАТО, ф. 156: д. 51; д.249; д. 16 л. 28. кн. 41/. У Михаила Федоровича и Авдотьи Ивановны было четверо детей: Михаил /р. 1777 г./, Алексей /р. 1780 г./, Мария /р. 1782 г./ и Александр /р. 1789г/.

Судя по сохранившимся документам жизнь этой семьи, в материальном отношении, была достаточна обеспеченной. Все дети учились в семинарии не на казенном содержании, как большинство учеников, а на собственном. Дома их обслуживал ".. дворовый человек Иван Тимофеев с женой его взятой с воли Степанидой Степановой...". Дорогу в Санкт-Петербург и обучение Михаила в институте оплачивала его мать Авдотья Ивановна и т.д. и т.п.

У всех сыновей жизнь сложилась по-разному, но в одном схоже - все они стали известными специалистами Горного дела, были награждены орденами и дослужились до чинов равных полковничьим, что для горных инженеров того времени было высоким признанием их заслуг перед Родиной.

Ещё нужно скатать, что духовные семинарии готовили не только служителей русской православной церкви, но и давали общее среднее образование, позволяющее окончившим их поступать в высшие учебные заведения. По опубликованным в 1809 г, сведениям в Тобольской духовной семинарии преподавались: богословие, философия, риторика, история и география, высшая, средняя и низшая грамматика, синтаксис, русская классика, математика и рисование. Семинаристы изучали также латынь и иностранные европейские языки /французский, немецкий или английский/ и некоторые языки народов Сибири /хантайский, татарский/.

Заканчивая этот раздел, хочу отметить, что из-за отсутствия у меня документов о более ранних Карпинских из нашего рода, остается один немаловажный вопрос - каким образом мог Карпинский из Правобережной Украины попасть в Сибирь? На него ответить можно лишь предположительно. Одна из версий, на мой взгляд, наиболее убедительная, представлена в Приложении № 3.