Герб
Карпинские

К 15-летию выхода в свет книги
«История Рода Карпинских».

История 
					Рода Карпинских

Приложения

Приложение № 1


ГЕРБ "КОРАБ".


ГЕРБ КОРАБ

Описание герба "Кораб".


Герб польских Карпинских и всего клана Корабитов имеет в своей основе щит польской фигурной формы. На щите, на красном поле, помещена желтая ладья /корабль/, украшенная с двух сторон львиными головами и имеющая посереди вместо мачты боевую башню. Нашлемник - такая же ладья. Шлем и корона дворянские. В соответствии с законами геральдики щит окружён намётом из красно-желтых страусовых перьев, выходящих из-за шлема.

По некоторым данным корабль должен напоминать о том, что родоначальником герба является рыцарь по имени Миорш, прибывший в Речь Посполитую /Польшу/ из Англии на корабле, а Попроцкий /польский генеаолог/ в своей книге "Гнязде о гербах" сообщает, что этот герб был принесён в Польшу тем же Миоршем, но из немецких земель. По другой версии этот герб пришел от сарматов - вандалов, когда в V веке Франция, во главе с князем Кроком, вела завоевания, и захватило много портовых городов. За особые заслуги в захвате городов мачту на корабле в гербе заменили башней с зубцами. Есть ещё несколько различных версий. Таким образом, можно сделать вывод, что в древних манускриптах больше догадок, чем истины и что-либо сказать наверняка невозможно /САК, СПб, п. 1, ксерокопии с Гербовника А. Бонецкого/.



Справка


об изображении корон в русских и польских гербах.

Дворянская корона: на обруче 4 листка и 4 зубца с жемчужинами. На рисунке, изображающем эту корону, видно только 5 отростков - 2 половинки листков, один целый листок и 2 зубца с жемчужинами.

Баронская корона: на обруче 12 зубцов с жемчужинами. На рисунке короны видны 7 зубцов.

Графская корона: на обруче 16 зубцов с жемчужинами. На рисунке видны 9 зубцов.

/Энциклопедия Брокгауза и Ефона, см. Корона/

Приложение № 2


Родословная Малороссийских Карпинских


Составлена на основании сведений из "Малороссийского гербовника" /В. Л. Модзалевский, Киев, 1910 г., том 2/. По преданию этой семьи родоначальник её - Лукьян Карпинский, шляхтич православного вероисповедания, бежал из Польши в Малороссию в г. Конотоп в середине XVII века.

№№ сын/отец Имя Краткие биографические сведения Года жизни
1-ое поколение
1 Лукьян г.р.? - 1630
2-ое поколение
2/1 Иван Окончил в Киеве Духовную Академию Священно-наместник в г. Нежине г.р.? - 1670
3-ое поколение
3/2 Степан Священно-наместник в Прилуках /1748-1758/, протопоп Прилукский /1784-1786/, внесен в 1-ую часть родословной книги Черниговского наместничества. Жена: Мария Григорьевна Панкевич, дочь полкового есаула.1710-1786 1710-1786
4/2 Петр Знатный войсковой товарищ Нежинского полка, крестовый священник села красного Конотопской сотни. г.р.? - 1789
4-ое поколение
5/3 Степан Служил с 1760 г. в генеральной войсковой канцелярии, затем в Малороссийской коллегии. Жена: Меланья Федоровна Аснол, дочь коллежского асессора г.р.? - 1789
6/3 Петр ?, Жена: Анна, дочь купца 1749 - ?
7/3 Иван ?, холост 1751 - ?
8/3 Григорий ?, вахмистр 1754 - ?
9/3 Михаил ?, холост 1758 - ?
10/4 Дмитрий Священник села Красного. Жена: Гликерия Левицкая, дочь значкового товарища. ? - до 1789
11/4 Матвей Священник села Красного с 1789 г. 1749 - ?
5-ое поколение
12/5 Степан Находился на гражданской и военной службе. Воевал с французами 1805-1807 гг., с турками 1808-1810 гг. Жил в селе Пироговцы. Жена: Софья Андреевна Галенковская, дочь надворного советника. 1786 - ?
13/5 Федор Жил в Новгород-Северском. 1789 - ?
14/5 Леонтий Родился в Новгород-Северском. В военной службе с 3 июля 1812 г. в 3-ей артиллерийской бригаде, затем в 1-ом Украинском уланском полку. Уволен в отставку в 1829 г. ротмистром. Указан в книге Черниговского дворянства, часть 2, стр. 225. Жена: Елазивета Апполоновна Значко-Яворская , дочь капитана, помещица Бобринского уезда. 1792 - 1833
1804-1845
15/8 Николай Служил в 8-ом Егерьском полку. 1821-?
16/10 Василий Сведений нет 1781-?
17/10 Иван В 1815 г. служил бомбардиром в Конной артиллерийской роте полковника Новика. 1783-?
18/11 Антон Сведений нет 1781-?
19/11 Алексей Сведений нет 1783-?
6-ое поколение
21/12 Виктор В 1830 г. унтер-офицер Киевского гусарского полка, в 1846 г. старший адъютант в легкой кавалерийской дивизии. В 1831 г. участвовал в походе против поляков. В 1854 г. участвовал в войне против турок, англичан, французов. С 1855 г. столоначальник штаба Южной армии, в 1857 г. полковник. Умер на хуторе Хомовщина Пирятинского уезда. 1812-1871
22/12 Александр Родился в Житомире. 1815-?
23/14 Виктор Село Покровка Херсонского уезда. 1836-?
24/14 Николай Сведений нет 1839-?
7-ое поколение
25/21 Андрей Родился в Лубенском уезде, окончил Киевскую военную гимназию и Елисеветградское кавалерийное училище. Жил в Пирятинском уезде. 1866-?

Малороссийские Карпинские - потомки Лукьяна по времени появления которого в Конотопе и по упомянутому в родословной преданию, и по тому, что в XVII-XVIII вв. были священнослужителями можно предположить, что Лукьян из братьев нашего предания. Во второй половине XVIII века в России числилось всего 36 млн. человек. В это сейчас трудно поверить, т. к. по переписи 1988 г население СССР составляло 280 млн. человек, а в России считается, живут 160 млн. человек. В те далёкие времена, как и сейчас, для того чтобы быть хоть сколько-нибудь заметным в общественной жизни или в деятельности государства надо было обладать рядом качеств, среди которых существовало обязательное условие - это грамотность. Тогда грамотность была очень низкой и составляла порядка 10% от населения /Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, том IX-а, стр. 537- до, Грамотность/, т. е. около 3,5 млн. человек. Если из этого числа исключить монахов, имевших 100% грамотность, мелких священнослужителей и мелких служащих, которые в силу своих обязанностей должны были быть грамотными, то людей, отвечающих соответствующим требованиям, остаётся очень мало. Поэтому становится понятной возможность отыскать в сохранившихся архивах, книгах и статьях почти всех Карпинских, проживавших в то время в России:

1. Михаил Федорович /1746-1789 гг./ протоиерей Софийского собора в Тобольске, учитель философии в семинарии - наш прямой предок.

2. Пётр Карпинский /предположительно брат Михаила/ ключарь в Софийском соборе в Тобольске, в 1809 г. был учителем риторики в семинарии.

3. Малороссийские Карпинские, упомянутые в родословной.

4. Никон Карпович /1745-1810 гг./ член Медицинской коллегии и почетный член СПб Академии Наук. Имел ряд работ по фармакологии и химии. В 1801 г. опубликовал работу "Бергматно-пробирное искусство или способы разлагать металлические руды мокрым путём". В конце жизни служил в Молдавской армии генерал-штабдоктором. Действительный статский советник.

По мнению академика А. П. Карпинского Никон Карпович был родственник Михаила Федоровича.

5. Иакинф /имя монашеское/ Карпинский /†1798 г/ - архимандрит Новоспасского монастыря в Москве, воспитанник Харьковского коллегиума, известен своим курсом догматики, бывшим долгое время учебником в семинариях и проповедями. Им составлено также "Списание Московского Новоспасского монастыря".

Приложение № 3


ГВерсия того, каким образом Карпинские могли оказаться в Сибири.



Если принять существующее в нашей семье предание "о двух братьях" за истину, то на основании сохранившихся старинных документов можно выстроить довольно логичную и убедительную версию о том, каким образом Карпинские попали в г. Тобольск - тогдашнюю столицу Сибири.

Обоснование: 1. В изданных сборниках документов, в "Архиве Юго-Западной России" в части 4-ой 1-го тома, на стр. 381 в документе от 12 октября 1617 г. упоминается Карпинский, как "Буркграбист Острожским", а на стр. 437 этой же книги, в документе от 21 июля 1622 г. опять упомянут Карпинский, но уже как "...урядник его милости пана Марка Гулевича". Буркграбист - это переиначенное слово "burgrabia", которое переводится, как бургграф или каштелян. В Польше в начале XVII в. каштелян обладал военной и судейской властью в городе или провинции. Поэтому Карпинский, упомянутый в 1617 г, не мог быть в 1622 г. урядником у вельможного пана и вероятнее всего этот Карпинский был сыном или племянником первого. На этом основании можно утверждать, что в то время в г. Остроге проживала семья Карпинских и "два брата" могли быть из этой семьи.

2. В книге В. Б. Антоновича и В. А. Беца, составленной по материалам В. В. Тарновского, "Исторические деятели Юго-Западной России в биографиях и портретах" /Киев, 1833 г./ говорится, что из-за притеснений поляками "...казаки образовавшегося было Острожского полка поголовно переселились на берега р. Тихой Сосны /приток Дона/ и основали город Острогожск...", который был впоследствии причислен к Слободско-Украинской губернии. В то время из Правобережной Украины, принадлежавшей Польше, переселилось сюда около 1000 семей, исповедовавших православие, ранее проживавших в "Луцком повете", к которому принадлежал и г. Острог.

3. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона /кн. 43, стр. 357/ говорится, что г. Острогожск был основан в 1652 г, /т.е. во времена правления Алексея Михайловича/ и там был образован первый слободско-украинский казачий полк в пределах Московского царства. С 1664 г. полк стал называться Особым Черкасским Острогожским полком, т.к. всё время пополнялся за счёт "черкасов". Так в старину назывались выходцы из Малороссии. В 1670 г. полк под руководством Ивана Дзинковского поддержал восстание Степана Разина, а после подавления восстания в 1671 г. часть казаков была осуждена и отправлена на каторгу или в ссылку в Сибирь - административным центром которой, в то время был город Тобольск. Весьма вероятно, что наш предок именно таким образом оказался в Тобольске, т.е. был либо сослан, либо отправился в Сибирь со своей "потвой", если он в то время был священником. Наиболее вероятно последнее, т. к. отец Михаила Фёдоровича, несомненно, был из духовного звания. Это следует из того, что Михаил Фёдорович заканчивал духовную семинарию, а в ней учились, как правило, дети церковнослужителей /см. ведомость стр. 16/. В 1809 г. преподавал в семинарии риторику некто Пётр Карпинский ключарь Софийского собора, вероятно младший брат Фёдора, что косвенно подтверждает предположение о предках Карпинских, как о священнослужителях.

4. Михаил Фёдорович имел относительно высокую должность в церковной иерархии - протоиерей и настоятель Кафедрального собора в столице Сибири, где находилось светское и духовное руководство этой огромной территории. Одновременно он преподавал философию в духовной семинарии. Если считать, что первый Карпинский появился в Сибири в 1671 г., то он мог быть дедом или прадедом Михаила Фёдоровича. В этом случае вряд ли потомок ссыльного бунтаря мог занять высокий церковный пост и быть ещё наставником молодежи в учебном заведении, выпускающем церковнослужителей. Это опять подтверждает духовный сан предков.

В XVII - XVIII веках происходило массовое переселение православных с территорий, принадлежавших Польше и Литве в Московское царство, но лица, имеющие шляхетское звание, не приравнивались к российскому дворянству, в то время как духовное звание почиталось и в обществе, и в официальных кругах. Этим вероятно объясняется то, почему у Карпинских в документах в происхождение указывалось, что они "из духовного звания", а о шляхетских предках нигде не упоминалось, кроме, как и в семейном предании.



Дополнение к Приложению № 3

Экскурс в историю города Острога, где в начале XVII века жили Карпинские.


Город Острог основан в IX веке. Он расположен на Волынской возвышенности при впадении реки Вилии в реку Горынь. Принадлежал он Киевскому княжеству и при крещении Киевской Руси в 988 г. жители его были крещены по правилам Восточного христианства. Тогда оно называлось Византийское христианство, впоследствии - православное, в отличие от Западного Римского христианства, которое стало называться католическим. Оба эти направления в христианстве мирно сосуществовали до XI века до начала Крестовых походов, организованных западными странами. Официально их целью превращение арабских народов, исповедующих в христиан, и завоевание гроба господня. Фактически Крестовые походы нужны были для завоевания новых земель и обогащения участников походов. Грабежи и насилие, сопровождавшиеся при движении католических войск по православным землям, попрание православных святынь, разграбление церквей, вызвали антагонизм между православными и католиками. Продолжались эти походы около двух веков и очень ожесточили обе стороны. Друг друга они стали называть еретиками и схизматиками, подчёркивая свое презрение к чужой им конфессии.

Когда Русь принимала христианство, страна была целиком языческая, и преобладал первобытнообщинный строй, который задерживал развитие государства. К этому времени князем Владимиром Святославовичем /правление 980-1015 гг./ было создано самое большое государство в Европе. Оно простиралось от Белого моря практически до Чёрного. Русь тогда постоянно воевала с соседями и особенно часто с Византией. Для укрепления своей власти Владимир решил замириться с сильной Византией путём принятия Восточного христианства и женитьбы на Анне - сестре византийских императоров Василия и Константина. Тем более что христианство удобно объясняло появившееся материальное неравенство людей, послушным обещало вечное блаженство на небесах, а непослушным - ужасные страдания в аду.

Главой Восточного христианства был патриарх, подчинявшийся императору Византии, главой Западного христианства - папа римский, который был более самостоятелен и, обладая большей властью, влиял на политику европейских государств через католическую церковь. Для князя Владимира более выгодным являлось Восточное христианство и, хотя епископов во всех православных назначал патриарх византийский, церковь фактически подчинялась главе государства. В России она окончательно отделилась от Константинопольского патриархата лишь в 1448 г., а с 1589 г. глава церкви стал носить титул Патриарха Московского и Всея Руси.

Переход в христианство на Руси проходил долго и трудно. К примеру, новгородцев крестили 4 раза, а северные племена крестили ещё труднее. Переход в христианство длился около 100 лет.

Имея большое количество детей, Владимир почти каждого наделил княжеством и пока был жив, все удельные князья ему подчинялись, но стоило ему умереть, как сразу началась борьба за власть. Междоусобица удельных князей развалила Киевскую Русь и как одно государство она перестала существовать. Г. Острог остался в составе Киевского княжества.

Постепенно, в XIII веке стараниями литовских князей Витена и затем Гедеминеса было создано Литовско-русское государство. В него входят литовские и жмудские племена и ряд русских княжеств. Объединение было необходимо для отражения постоянных попыток Тевтонского ордена продвинуться на Восток. Титул Гедеминеса был: "Великий князь Литовский, Жмудский и Русский". Этому государству принадлежали земли современной Литвы и Латвии, княжества: Брянское, Северское, Черниговское, Киевское, в которое входили "поветы" Владимирский и Луцкий, находящиеся в восточной части Волыни, Витебское, Подольская земля, смоленские земли с городами Смоленск и Гродно.

Под влиянием русской православной церкви в XIV в. литовские князья приняли православие, /до этого они были язычниками/. Князь Ольгерде /1341-1377 гг./ был женат сначала на витебской княжне Марье Ярославне, а затем на Ульяне - дочери князя Александра Тверского. В это время значительно усилилось влияние русских в Литовско-русском государстве.

Две его территории занимала русская народность, а государственная система была заимствована у Московского царства. Официальным языком был русский, на нем велось судопроизводство и оформлялись государственные документы. После смерти Ольгерда государством стал править князь Ягайло, который ради подчинения себе Польши осуществил так называемую династическую унию - женился в 1386 г. на польской королевне Ядвиге и соответственно вынужден был принять католичество. Начиная с правления Ягайло, в основном благодаря стараниям ярой католички Ядвиги, начались различные притеснения православных. Особенно старались в этом отношении монахи ордена иезуитов. Этот орден был создан в 1534 г. Игнатием де Лойолой для защиты католической религии от сектантства и воспитания молодёжи в духе ортодоксального католицизма. Для выполнения этой задачи монахи ордена руководствовались принципом "Цель оправдывает средство", поэтому в их действиях процветал обман, ложь "во спасение", насилие вплоть до убийств. В 1569 г. после Люблинской унии объединенное государство из Польши и Литовско-русского государства стало называться Речь Посполитая. и насильно стал насаждаться католицизм. Попытки помирить католиков и православных и, по возможности, подчинить обе конфессии Папе римскому, производились неоднократно: в 1274 г. - Лионская уния, в 1439 г. - Флоренская уния, в 1596 г. - Брестская уния. Эта уния позволяла православным священникам проводить богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов, оставлялось право для белого духовенства вступать в брак. Но! Все священнослужители должны были признать главенство Папы римского над своей церковью и ввести у себя некоторые постулаты католичества - наличие чистилища в загробном мире, похождение Святого Духа и от Сына, право изображать святых в виде скульптур, что было запрещено православной церковью, пользоваться григорианским календарём и т.п.

Часть православных, находящихся на территории Речи Посполитой, вынуждена была принять Унию, т.к. сейм и католическое духовенство поддерживало "униатов", а у православных отбирало церкви, монастыри, земли и отдавало всё это униатам.

Главным защитникам православных в Речи Посполитой были влиятельные русские князья. Среди них был особенно известен князь Константин Острожский /1525-1608 гг./ киевский воевода, богатейший человек, во владения которого входило около трёхсот городов и несколько тысяч сёл. Для своего времени он был весьма образованным человеком, знал 5 языков и имел большое влияние на решения польского сейма. Он добился от него признания православия в Речи Посполитой и права иметь митрополита в Киеве, которому подчинялись 8 епископов, назначаемых патриархом Константинопольским. Среди них был и епископ Луцкий, которому подчинялись среди прочих и церкви г. Острога. В своей семейной вотчине - г. Остроге Константин основал училище для обучения православных различным наукам, в том числе священнослужителей. Открыл 2 новые типографии, в том числе одну в г. Остроге, в которых печатались: библия, православные церковные книги, молитвенники и другие богословские материалы.

К концу жизни князя Константина постигли большие несчастья. Два старших сына, попав под влияние иезуитов, перешли в католицизм, младший сын был отравлен, а любимая племянница сошла с ума. После его смерти защиту православных принимает на себя казачество во главе с гетманом Сагайдачным, в помощи которого нуждалась Речь Посполитая в борьбе с Московским государством.

Надо пояснить, что в конце XV в. для защиты южных границ Речи Посполитой на "Украине" — землях, находящихся у края государства, стояло специальное войско постоянно готовое к отражению набегов татар на мирные города и сёла. Это войско было составлено из хорошо вооруженных людей, специально обученных военному делу. Их назвали казаками и наделили определёнными льготами и правами, признанными сеймом. Это войско сначала находилось на содержании правительства и называлось реестровым казачеством. Во главе войска стоял гетман, затем войсковые старшины, полковники, сотники и урядники. Количество реестровых казаков с годами постепенно увеличивалось. От 10 тысяч до 40 тысяч и более. Казаки и их семья были приравнены к мелкопоместной шляхте, поэтому попасть в реестр стремились очень многие.

После смерти Сагайдачного в 1622 г. среди казаков началась борьба за власть и защищать православных в Речи Посполитой стало некому.

Вследствие этого в государстве опять усилились притеснения православных.

В г. Остроге православные церкви стали передаваться униатам, православное училище 1640 г. было ликвидировано, вместо него было построено мощное здание иезуитской коллегии. По всей стране опять усилились притеснения православных, что вызвало на Украине и в Малороссии восстание казаков и крестьян. Под руководством войскового старшины Богдана Хмельницкого собравшееся войско двинулось в поход на Львов. По дороге был взят г. Острог, его разграбили и сожгли. Дворец князей Острожских их иезуитский коллегиум разрушены, из православных горожан образовался Острожский казачий полк, который присоединился к войску Хмельницкого. Дойдя с боями почти до самого Львова Хмельницкий, наконец, добился от сейма ряда льгот. Он получил чин гетмана, а для войска увеличение реестрового казачества на 10 тысяч человек. На этом поход закончился, но Острожский полк в реестровое казачество не попал.

Поэтому в 1652 г. весь полк поголовно вместе с семьями покинул г. Острог и пройдя Украину и Малороссию, столица которой была на берегу реки Тихая Сосна /приток Дона/, там, где находился острог, оборонявший южную границу государства от набегов татар. С приходом туда большого количества беженцев образовался город, который был назван Острогожском.

Версия о переселении Карпинских из г. Острога на Восток, и то, что они были православными, подтверждается "Малороссийским гербовником", вернее сборником малороссийских шляхетских родословных /В. Л Модзалевский. Киев, 1910 г., т. 2/, в котором приведена родословная малороссийских Карпинских. Родоначальником их указан Лукьян, по преданию этой семьи - шляхтич, переселившийся в г. Конотоп /Малороссия/ из Польши в середине XVII века. В тоже время, что и наш предок /см. Приложение № 2/. Вероятно Лукьян был священнослужителем, т.к. его сын Иван окончил в Киеве православную Духовную Академию и служил священно-наместником в г. Нежине. Род этот записан во 2-ой книге Черниговского дворянства, т.е. получивших потомственное дворянство на военной службе. Вполне вероятно, что Лукьян это один из братьев, упомянутых в нашем предании.

Этим экскурсом в историю жизни юга России и г. Острога объясняется, каким образом и почему Карпинские оказались православными, хотя и жили в Польше. В наше время считается, что Польша чисто католическое государство. Мнение это ошибочно, из-за большого количества граждан, исповедующих униатство. Эта конфессия официально признана сеймом православной религией, имеющей одинаковые права с католической. С 1998 г. "православные" священники, наравне с католическими, проводят свои службы в польской армии.

Русская православная церковь не признаёт униатскую церковь как православную. Ещё в 1839 г. по решению священного собора в Полоцке на территории России она была упразднена, но снова возродилась после 1917 г., когда эта часть Украины находилась в составе Польши. Она всё время проповедовала борьбу за "Самостийную Украину". Во время ВОВ эта церковь поддерживала банды националистов и гитлеровскую Германию, а сейчас она называется Автокефальная, /т.е. самостоятельная/ украинская церковь. Похожая ситуация сложилась и с Русской зарубежной церковью. Она тоже возникла в 1917 г. и тоже не хочет терять свою самостоятельность и признавать власть московского патриархата и практически никому не подчиняется.

Распри между различными христианскими течениями начались давно, с XV-XVII веков и охватили многие страны, особенно исповедующие католицизм. Появилось масса "протестантских" сект, протестующих против консерватизма римского католицизма: кальвинисты /гугеноты/ во Франции, лютеране в Германии, евангелисты в Пруссии, Голландии, Швейцарии, адвентисты в северных штатах США, униаты в Польше, методисты в Канаде, баптисты в Англии, мормоны в западных штатах США, англиканская церковь в Великобритании и в её бывших колониях и доминионах и т.д., и т.п. Все они претендуют на абсолютную правоту и из-за ортодоксальности и амбиций руководителей концессий трения между ними продолжаются до сих пор.

Представленный "Экскурс" составлен по материалам, взятым из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, малой советской энциклопедии и ряда статей в периодической печати.

Март 1999 г. М. Карпинский

Приложение № 4


Копия прошения Михаила Михайловича о получении им дворянского звания:


Всепресветлейший Державный Великий Государь Император
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
Самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший



Просит Штата Московского Горного Правления Маркшейдер Михайло Михайлов сын Карпинский, а о чем, тому следуют пункты



1-е



Службу продолжаю Вашего Императорского Величества в Московском Горном Правлении непрерывно, я еще о дворянстве своем ни в каком Дворянском Собрании доказательств на получение мною грамоты не представлял. При сем о всей службе моей формулярный Список.

Всеподданнейше прошу

Дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества Указанием повелено было сие мое прошение с приложением в Московское Дворянское Депутатское Собрание принять и на основании жалованной Российскому Благородному Дворянству грамоты воспоследовавшему указу в 18 день марта сего 1823 года внесть меня в Дворянскую Московской Губернии родословную книгу в какую часть следовать будет и дать мне о дворянстве грамоту.

Всемилостивейший Государь прошу Вашего Императорского Величества о сём моем прошении решение учинить.

Сентября дня 1823 года, к поданию Надлежит в Московское Дворянское Депутатское Собрание. Прошение сочинил и набело переписывал Губернский секретарь Михайло Антонов сын Скоков. К подлинному прошению Маркшейдер Михайло Михайлов сын Карпинский руку приложил.

  • Резолюция: Выдать грамоту на дворянство и внести во 2-ю часть родословной книги Московского Дворянства.


Подобное прошение, с просьбой выдачи свидетельств на всех пятерых детей, было подано Михаилом Михайловичем в Московское дворянское собрание, но к нему он не смог приложить метрик Александра и Михаила. Поэтому решением депутатского Собрания грамоты были выданы только Петру, Екатерине и Ивану.

Для получения грамоты на дворянство, во-первых, надо было иметь, как говорилось ранее, определённые заслуги и во-вторых, представить в Губернское дворянское собрание ряд документов: прошения о дворянстве для себя с резолюцией Императора и для детей; формулярный список о прохождении службы, выслугах, происхождении, имуществе, семейном положении; свидетельства о рождении и крещении всех упомянутых в прошениях. На детей, дополнительно, справки о роде занятий, местонахождении и благонадежности.

Получение формуляра и справок большого труда не составляло, а вот с: получением метрик и свидетельств о крещении появились непредвиденные трудности. Все оригиналы документов, выданные на детей при их рождении, погибли во время пожара Москвы. Перед самой сдачей Москвы французам в 1812 г., жена Михаила Михайловича, Евдокия Михайловна, одна /Михаил Михайлович в это время находился в экспедиции при Молдавской армии/ с четырьмя малыми детьми, бросив все вещи на произвол судьбы, забыв о документах, бежала из Москвы в Тамбов к своим родителям.

Для получения копий утраченных документов Михаил Михайлович в 1823 г. послал запрос в Тамбовскую духовную консисторию, но документы прислали только на Екатерину /р. 1805 г./ и Петра /р. 1808 г./, а на Александра /р. 1904 г./ и Михаила /р. 1809 г./ нет. Виноват в этом оказался дьячок, который не сделал своевременно необходимых записей в церковной книге, а священник не проверил их наличие. Дьячок, вероятно, был горьким пьяницей, так как в книге была попытка что-то записать. В ответе из Духовной консистории сказано, что в церковной книге за 1809 г. Михаила не значится, Михаил Михайлов сын Карпинский хотя и записан, но не указано, кто от него родился, мужского или женского полу...” и т.п. Церковь, в которой крестили детей, находилась в поселке при казённом квасцевом заводе, где тогда работал Михаил Михайлович. Этот поселок был расположен в Моршанском районе Тамбовской губернии.

Для восстановления метрик нужно было получить письменные "клятвенные обещания" свидетелей и восприемников с заверенными подписями. У Александра таковыми были "...Полковник и кавалер Федор Андреев, сын Давыдов и подполковница Авдотья Федотова, дочь Николаева...", у Михаила - "...Генерал Александр Иванов, сын Заградский и поручица Елена Тихонова, дочь Сокматова...". Затем письменное свидетельство 12-ти "...благородных особ...", о том, что они подтверждают, что Александр и Михаил законнорожденные дети Михаила Михайловича, "...Маркшейдера 9 класса, а ныне Обер-бергмейстера 7 класса...". Подписали это свидетельство: Обер-берггауптман 5 класса и кавалер Фавет Петров, сын Минеровский, Обер-гиттенфервальтер 8 класса и кавалер Степан Петров, сын Лавретов, Обер-гиттенфервальтер 8 класса и кавалер Николай Лукин, сын Дубровин, Надворный советник и кавалер Иван Христьянов, сын Лик, Коллежский асессор Алексей Николаев, сын Соконов ... и т.д.

Помимо указанных документов нужен был еще ряд официальных бумаг с объяснениями от виновных в духовную консисторию, а от нее свидетельство в дворянское собрание и т.п. Короче, документы собирали 10 лет. Есть запись, что 1-го июня 1933 г. депутатское собрание московского дворянства, на основании свидетельства от Тамбовской духовной консистории решило,"...Александра и Михаила сопричислить к роду отца и внести их во 2-ю часть родословной книги..." и выдать им грамоты, но, при получении от них метрик. К тому времени и Александр и Михаил уже имели обер-офицерские чины, которые давали права потомственных дворян, поэтому, необходимости в получении грамот у них не было.

Официально это дело было полностью закончено только в 1860 г, когда была утверждена родословная со всеми членами семьи. К этому году Михаил Михайлович 1-й, Александр, Пётр и Иван уже умерли, а Михаил, не дождавшись результатов, получил дворянскую грамоту по своим заслугам от Николая 1-го в 1854 г. /ЦГА России, ф. 1343, оп. 23, е.х. 1666, 1667/.


Приложение № 5


Старшинство Российских орденов, жалуемых за заслуги и отличия.



1. св. Апостола Андрея Первозванного /св. Андрея/
2. св. Великомученицы Екатерины /награждались только женщины/
3. св. Равноапостольского князя Владимира /св. Владимира/ 1-ой степени
4. св. Благоверного великого князя Александра Невского
5. Белого Орла
6. св. Владимира 2 степени
7. св. Анны 1 степени
8. св. Станислава 1 степени
9. св. Владимира 3 степени
10. св. Владимира 4 степени
11. св. Анны 2 степени
12. св. Станислава 2 степени
13. св. Анны 3 степени
14. св. Станислава 3 степени
15 св. Анны 4 степени

В основе большинства орденов был крест с расширяющимися концами. Ордена 3-их и 4-ых степеней носились на груди, 2-ых степеней - на шее, а 1-ых степеней - имели вид звезды и носились с лентой через плечо.

Впервые в России ордена были введены Петром 1-ым. До 1826 г., через получение всякого ордена, приобреталось потомственное дворянство, но с этого года были установлены некоторые ограничения для лиц купеческого звания. В 1845 и 1855 гг. состоялись Высочайшия повеления, в силу которых только 1-е степени орденов св. Анны и св. Станислава давали право потомственного дворянства и получившие орден св. Владимира любой степени, кроме лиц купеческого звания, которым он давал потомственное почетное гражданство. Пожалование орденами происходило в порядке их старшинства за исключением ордена св. Владимира, жалуемого на особых основаниях /Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т XIII, стр. 0, т. XXII, стр. 117/. Орден св. Великомученика и Победоносца Георгия /4-х степеней/ давался только офицерам за военные заслуги. Любая степень этого ордена давала потомственное дворянство. Нижние чины орденами не награждались. Для них существовали знаки отличия "Георгиевский крест" 4-х степеней и медаль. Получение чиновником первого ордена давало права личного дворянства.

Приложение № 6


Династии горных инженеров России.



п/п

Фамилия

династии

Кол-во

представителей

Период деятельности

зафиксир. в документах

Длительность

деят-ти в годах

1

Аникины

5

1831-1861

30

2

Аносовы

4

1817-1910

93

3

Архиповы

4

1806-1866

60

4

Ауэрбахи

5

1863-1907

54

5

Барбот де-Марни

4

1826-1896

70

6

Ботышевы

3

1812-1886

74

7

Булгаковы

3

1790-1882

92

8

Бутенёвы

3

1790-1826

36

9

Версиловы

6

1830-1869

39

10

Грамматчиковы

8

1801-1888

87

11

Гразгофы

7

1817-1904

87

12

Гурьевы

3

1827-?

?

13

Даниловы

8

1808-1908

100

14

Деви

8

1817-1907

90

15

Дейхманы

4

1802-1841

39

16

Дерябины

2

1790-1833

43

17

Дешевовы

3

1821-1859

38

18

Дмитриевы

5

1827-1893

66

19

Иваницкие

3

1831-1837 ?

?

20

Иосса

9

1798-1910

112

21

Карпинские

23

1799-1936

137

22

Карповы

4

1827-1904

77

23

Кованько

6

1792-1891

99

24

Кокшаровы

4

1840-1895

55

25

Кулибины

6

1820-1898

78

26

Любарские

3

1816-1858

42

27

Мевиус

6

1809-1868

59

28

Медер

4

1790-1923

133

29

Мейеры

4

1797-1863

66

30

Мёллеры

4

1813-?

?

31

Меньшинины

3

1810-1813

?

32

Москвины

10

1821-1895

74

33

Олькиевы

4

1830-1837

?

34

Отто

4

1803-1868

65

35

Полетика

3

1812-1843

31

36

Порецкие

4

1813-1860

47

37

Редикориевы

4

1828-1864

36

38

Романовские

3

1846-1896

50

39

Семянннков

6

1841-1889

58

40

Соколовы

10

1792-1904

112

41

Соколовские

6

1827-1908

81

42

Таскины

10

1811-1861

50

43

Татариновы

4

1800-1855

55

44

Тиме

5

1851-1899

48

45

Фитингофы

4

1826-1907

81

46

Фрезе

3

1827-1865

38

47

Фроловы

2

1790-?

?

48

Шангины

8

1802-7

?

49

Чайковские

3

1817-1858

41

50

Шостаки

5

1856-?

?


Эта таблица составлена А. Г. Дьяковым /1924-1988 гг./ горным инженером, геологом, кандидатом геолого-минералогических наук, одним из открывателей алмазов в Якутии. Александр Георгиевич завещал мне свой архив, посвящённый деятельности горных инженеров - Карпинских, который мне любезно переслала из Симферополя его вдова - Надежда Сергеевна Шульга.

Не беру под сомнение правильность всей представленной таблицы, но хочу уточнить данные в ней цифры по династии Карпинских. Во-первых, специалистов горного дела из нашего рода 25 человек /см. Приложение № 10/, и, во-вторых длительность непрерывной деятельности получается 177 лет, а не 137.

Приложение № 7


Некоторые цены за товары и услуги в Санкт-Петербурге в конце XIX века.


Квартира из 3-х - 4-х комнат в центре города - 200-800 рублей в год.

Услуги дворника и стоимость дров - 10-15 рублей в год

Туфли женские - 1-2 рубля

Булочка сдобная -1-3 копейки

Чулки женские - 60-70 копеек

Пирожное - 3-5 копеек

Мужской костюм - 5-10 рублей

Пряники 1 фунт -15 копеек

Перчатки - 0,5-1,5 рубля

Конфеты шоколадные 1 фунт - 80 копеек

Саквояж - 6 рублей

Дыня - 1 рубль

Книги, альбомы - 0.5-6 рублей

Арбуз - 50 копеек

Табак 1 фунт - 1-3 рубля

Виноград 1 фунт - 30 копеек

Папиросы 100 шт.- 1 рубль

Вишня 1 фунт - 25 копеек

Водка 0,5 ведра - 2,5 рубля

Вызов врача - 2-3 рубля

Водка 0,5 литра - 30 копеек

Извозчик - 20-40 копеек

Коньяк 0,5 литра - 1,5 рубля

Конка -10-30 копеек

Вино бутылка "Хереса" - 1 рубль

Цена на билеты в Мариинский театр:

Ложа 3-го яруса - 4,5 рубля

Карета в 2 конца - 3,4 рубля

Программа - 10 копеек

"Сельтерская" - 10 копеек

Украшения и игрушки на ёлку - 2-4 рубля

Хранение 4-х пальто - 40 копеек

Приведенные цены выборочно взяты из расходной тетради за 1880-1881 гг. моего прадеда Валериана Михайловича /№ 26/ /САК. СПб, п. X.

Эти цены практически были неизменными в течение 150-ти лет до 1914 г.



Цены на продукты в Санкт-Петербурге на рынке в 1903 г:


говядина 1 ф. - 10 копеек

печень говяжья 1 ф. - 10 копеек

свинина 1 ф. - 15 копеек

поросёнок 1 шт. - 1,50 рубля

курица 1 шт. - 1 рубль

масло подсолнечное 1 ф. - 30 копеек

творог 1 ф. - 10 копеек

масло сливочное 1 ф. - 50 копеек

сметана 1 ф. - 20 копеек

треска охлажденная 1 ф. - 5 копеек



/из “С.-Петербургских Ведомостей“ от 19 ноября 1993 г./




Некоторые горные инженеры Карпинские и их денежное содержание, указанное в формулярах


Имя отчество

Год

Лет

Чин

Жалование

Столовые

Квартирные

Разъездные

Добавочные

Итого

Пенсия

Примечание

1

Пётр Михайлович /9/

1854

46

полковник

857,7

2

Михаил Михайлович /10/

1834
1844

25
34

капитан
майор

1500
6000

казенная

командиров
командиров

премии

6000

на частных приисках

3

Илиодор Александрович /13/

1864

38

подполковник

571,84

285,92

казенная

командиров

857,76

4

Николай Александрович /14/

1864
1878

33
47

капитан
дейст.ст.с.

400

114,36

1095

400

2180,96

1843,32

5

Леонид Александрович /18/

1864
1894

21
51

поручик
дейст.ст.с.

340

71,47

171,6


командиров

625

525,77
6625

доб. на работу в Сибири

6

Михаил Петрович /20/

1847

47

дейст.ст.с.

114,3

1258,04

7

Алексей Петрович /21/

1889
1909

45
65

коллеж.сов.
статс.сов

571,84
637,5

285,92
637,5

285,90
425

50

1193,60
1700

доб. на денщика

8

Александр Петрович /22/

1871
1898

25
51

титул.сов.
тайный сов

340
3600

114,36

114,3
казенная

командиров
командиров

1500


5100

_+3000

итого 8100 рублей

9

Павел Михайлович /25/

1900
1902

57
59

статс.сов.
статс.сов

12000

казенная
казенная

командиров

12000

857,76

упр. частн. гор. округом
_+840,60

10

Пётр Владимирович /35/

1904

33

титул.сов.

600

600

400

400

2000

на частном заводе

Для Сравнения привожу жалование служащих и рабочих на горных заводах в 1870 г.:


1. Шангин, из дворян, образование домашнее, титулярный советник /9 класса/, 41 год, жалование – 423 рубля 35 копеек.
2. Бухгалтер, сын мастерового, коллежский секретарь, 45 лет, жалование – 420 рублей в год.
3. Смотритель металлов, сын мастерового, коллежский секретарь /10 класса/, жалование – 250 рублей в год.
4. Полицмейстер при заводе, сын мастерового, коллежский секретарь, жалование – 300 рублей в год.
5. Кондуктор 1 класса, из детей нижних чинов, окончил горную техническую школу в СПб, 24 года, жалование – 171 рубль 59 копеек.
6. Мастеровые: 1-ой сатьи – 135 рублей серебром в год, 2-ой статьи – 120 рублей серебром в год, 3-ей статьи – 112 рублей 50 копеек серебром в год.
7. Мастеровой 1-ой категории, из мастеровых, 46 лет, жалование 90 рублей.
8. Куренной мастер, из крестьян, 48 лет, жалование 72 рубля серебром в год.
9. Рабочии получали жалование от 36 до 72 рублей серебром в год. /ЦГИА России, ф. 37, оп. 45, e.x. 68, Формулярные списки/.



Ещё некоторые дореволюционные цены:

1. Изготовление герба в Департаменте герольдии в 1854 г. – 153 рубля серебром,
2. Командировка на Урал от горного управления в 1871 г. сроком на 3 месяца /СПб – Екатеринбург – СПб/ выдано 761 рубль 08 копеек, в том числе подъёмные – 120 рублей, на 2 лошади /туда и обратно/ 256 рублей 08 копеек, на необходимые разъезды под отчёт – 300 рублей, добавочно по чину поручика за 3 месяца – 85 рублей.
3. Поездка от Иркутска до Томска /1 563 версты/ в 1894 г. за прогон 2-х лошадей – 82 рубля 94 копейки, за 10 лошадей – 414 рублей 70 копеек.
4. Стоимость обучения в Горном корпусе – 285 рублей серебром в год /1844 г./
5. Стоимость обучения в Горном институте /1881 г./ - 60 рублей в год.

Приложение № 8


Всепресветлейший, Державный Великий Государь Император Николай Павлович,

Самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший!


Просит Корпуса Горных Инженеров Майор Михаил Михайлов сын Карпинский, а о чём сие мое прошение, тому следуют пункты:


1.


По пожалованному мне чину Майора имею право воспользоваться с потомством моим потомственным дворянским достоинством, почему представляя при сем указ об отставке, метрическия о рождении и крещении детей моих сыновей: Павла и Валериана свидетельства, с копиями оных Всеподданнейше прошу

К сему

Дабы повелено было сие моё прошение принять и по утверждении меня с потомством моим в дворянском достоинстве выдать мне диплом за Высочайшем Вашего Императорского Величества подписанием на изготовление коего прилагаю сто пятьдесят три рубля серебром, проект же герба роду моему, предоставляю составить Департаменту Герольдии по правилам Геральдики, подлинные документы по миновении надобности мне возвратить.

Января 29 дня 1854 года.

к подписи надлежит в Департаменте Герольдии Правительствующего Сената, прошение сие со слов просителя писал Канцелярист Служитель Андрей Денисов

подпись – Майор Михаил Карпинский.


/ЦГИА СССР, ф. 1343, оп. 23, e.x. 1668/
копию снимал в 1990 г. М. М. Карпинский /№ 96/






Выписка из Постановления
Правительствующего Сената
о дворянстве Карпинских


1854 года Февраля 10-го дня По Указу Его Императорского Величества


Правительствующий Сенат слушал: дело по прошениям жительствующего Оренбургской губерний в Воскресенских заводах, наследников Обер-Егерьмейстера Пашкова, Корпуса Горных инженеров майора Михаила Михайлова сына Карпинского 29-го января и 3-го февраля 1854 г. поданных с документами, коими просит по собственным его заслугам, утвердить его, с сыновьями Павлом и Валерианом, в потомственном дворянстве и выдать ему в том диплом с гербом, сыновьям свидетельства ……..

…….. а потому Правительствующий Сенат, руководясь статьями

…….. Сводов Законов изд. 1842 г. определяет:

1. признать отставного Майора и Кавалера Михаила Михайлова сына Карпинского, по личным военным его заслугам, с сыновьями Павлом и Валерианом в потомственном дворянском достоинстве, выдать ему о том на помянутых сыновей надлежащего свидетельства и изготовить ему на дворянство диплом с гербом, каковые свидетельства, для вручения просителю, по жительству его Оренбургской губернии, на горных заводах наследников Пашкова, препроводить в Оренбургское Губернское правление при Указе, предписав при том, взыскать в пользу казны с просителя за употреблённую в Правительствующем Сенате на сиё производство бумагу, гербовые пошлины.

2. признанных ныне в дворянстве лиц рода Карпинских внести в установленный для сего список.


Подлинное за подписанием
Правительствующего Сената

10 марта 1854 г.





Герб русскиъ Карпинских



копия /сокращена/

Формуляр диплома на Дворянство
Майора Карпинского
Божиею
Поспешествующею милостью
МЫ
Александр Второй
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ

Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, ……………, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштинский, ……………….., Ольденбургский и прочая и прочая и прочая.

Объявляю всем вообще и каждому особливо, через сию НАШУ жалованную Грамоту ……/ идёт послужной список на 5-ти страницах и заканчивается/: …1843 г. Января 22 согласно с прошением уволен от службы с мундиром, всегда оказывал к службе НАШЕЙ усердие и ревность. От него, Карпинского произошли сыновья Павел и Валериан. То МЫ в воздании его, Майора Карпинского, ревностных заслуг, також и по НАШЕЙ Императорской склонности и щедроте, которую МЫ для награждения добродетелей, ко всем НАШИМ подданным имеем ……………. его, Карпинского, в вечные времена в честь и достоинство НАШЕЙ ИМПЕРИИ Дворянство возводим, постановляем и жалуем и в число прочего Всероссийской Империи Дворянства таким образом включаем, чтоб ему и потомству его по нисходящей линии в вечные времена всеми теми вольностями, честью и преимуществом пользоваться, которыми и другие НАШЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Дворяне по нашим правам, учреждением и обыкновениям пользуются.

Для вящего же свидетельства и в признак сей НАШЕЙ Императорской милости и возведения в Дворянское достоинство, жалуем ему Карпинскому нижеследующий Дворянский Герб:

В щите, разделённом серебряными и чёрными железными шляпочками 12 рядов, золотая кирка. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною. Нашлемник золотая кирка. Намёт чёрный с золотом.

Чего ради жалуем и позволяем помянутому НАШЕМУ верноподданному Майору Карпинскому вышеописанный Дворянский Герб во всех честных и пристойных случаях в письмах, печатях, на домах и домашних вещах и везде, где честь его и другие случающиеся обстоятельства того потребуют, употреблять по своему изволению и рассуждению, так как и другие НАШЕЙ ИМПЕРИИ Дворяне оную вольность и преимущество имеют. …… /всем/ .….. Всемилостивейшее и накрепко Повелеваем помянутого Карпинского за НАШЕГО Всероссийской Империи Дворянина признавать и почитать …… обид и препятствий отнюдь и ни под каким видом не чинить.

А для вящего уверения, МЫ сию НАШУ жалованную грамоту НАШЕЮ собственную рукою подписали и Государственною НАШЕЮ печатью укрепить повелели.

М.П.

подпись

Дана в июля месяца в тридцать первый день в

Лето от Рождества Христова тысяча восемьсот Пятьдесят девятое.

/копию снимал М. М. Карпинский 13 января 1998 г. с Высочайше утверждённого общего Гербовника Всероссийской Империи состоящей из 20 томов или частей. Герб и Формуляр диплома находится в томе 7 под № 26, стр. 111 по 118. Гербовник хранится в Гербовом отделе РЦГИА в СПб./

Примечание: интересно отметить, что за всё время существования Империи было Высочайше утверждено всего 4726 гербов.

Приложение № 14


Изображения некоторых объектов, названных в честь Александра Петровича Карпинского /1846-1936 гг./ - Президент Российской Академии Наук и АН СССР



Марки, выпущенные в честь А.П. Карпинского


Марки, выпущенные в честь А.П. Карпинского

Хребет Карпинского на о. Парамушир


Хребет Карпинского на о. Парамушир

Залив и мыс Карпинского на Таймыре


Залив и мыс Карпинского на Таймыре

Исследовательское судно "Академик Александр Карпинский"


Залив и мыс Карпинского на Таймыре




Приложение № 15


Свидетельство о внесении Игоря Карпинского в родословную книгу и утверждение в дворянском достоинстве


Свидетельство о внесении Игоря Карпинского в родословную книгу и утверждение в дворянском достоинстве

Копия анотации к выставке Игоря Карпинского в Финляндии


Копия анотации к выставке Игоря Карпинского в Финляндии